Публикации

Социализация ребёнка, мифы и реальность.

Кто считает, что детский сад это социализация для ребенка?

Поднимите руки.

Я серьезно. Кто так считает?

Кратко.

Социализация - это вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

Теперь включаем голову, а не "так все делают"

Представьте тридцать детей трех лет вместе. Все эти дети пришли социализироваться. Об кого, простите?

Вы же не идёте учиться к тем, кто тоже пришел учиться. Вы же идете к тем, кто уже Знает.

Так почему детей, которые сами ещё толком ничего в этом мире не поняли, так уверенно ведут социализироваться друг с другом? Какие нормы, ценности, знания они будут передавать друг другу?
Может быть им нужно социализироваться об воспитателя и нянечку? Всем тридцати об двух взрослых. Хммм...

А вас точно устраивает, что ваш ребенок среди тридцати несоциалищированных других детей будет перенемать и закладывать на свои подсознательные механизмы поведения - способ действия воспитательницы и нянечки? Вы точно уверены, что это те люди, которые достойно впишутся в жизненную картину действий вашего ребенка?

Ладно, проблему обозначила, предложу и решение.

Первичную социализацию ребенок проходит в семье. Наблюдая за тем, как общаются родители, родственники, друзья семьи.

Вторым шагом является приобщение ребенка к внешним делам мамы, папы или кого-то из близких.

В такси, в магазине, на работе, на встречах друзей и т.д Вот здесь человек действительно получает навыки социализации, пусть пока только через наблюдение. Как мама разговаривает с таксистом или кассиром. Как папа ведёт собрание. Как бабушка общается с другими взрослыми на детской площадке.
Второй момент. Когда все ситуации на площадке разгуливает мама!

Когда мама не говорит "а ну поделись игрушкой, ты что, жадина?!" Обесценивая желания своего ребенка и ставя в приоритет желания чужого (не удивительно откуда у нас потом общество людей которые не умеют слышать себя и свои истинные желаниия)

А когда мама уважая границы другого чада , но защищая границы чада своего, говорит другому ребенку: Лиза пока сама играет с этим ведерком и не хочет сейчас делиться. А ты Вова, можешь пока взять вот этот лизин мячик.

Либо же, если Лиза пытается отжать игрушку Вовы, то мама может предложить поменяться: Вова, А давай меняться? Мы тебе дадим Лизино ведёрко, а ты нам дашь свой вертолет?

Смысл в том , что только а таких моментах ребенок начинает социализироваться. Когда видит, как мама себя ведёт с другими людьми.

Лиза набросала в глаза Вовы песка - мама не ругает Лизу, подрывая уверенность дочки в ее принятии, а идёт и сочувствующе говорит, Вова! Тебе больно, неприятно и обидно... Я понимаю. Прости пожалуйста Лизу, она не хотела тебя обижать.

Лиза, смотри как Вове больно. Играй, пожалуйста, аккуратнее с песком.

И Лиза видит как авторитетная для нее мама поступает в таких ситуациях. И примерно к 4 годам Лиза начнет делать так же. Если мама безусловно принимает Лизу и разграничивает отношение к дочери и отношение к ее поступкам.

Вот это социализация.
А детские сады придуманы для крайних ситуаций, когда надо страну после войны поднимать и работать всем. Либо когда маме надо содержать самой семью и зарабатывать деньги, а оставлять детей негде.

Признаться, что уставшие мамы отдают детей в сад, чтобы наконец-то немного от него отдохнуть - сложно. Это ж "плохая мать" получается. Поэтому проще поверить, что это ради великой социализации. Или обучения. Или ещё чего-нибудь.

Автор Юлия Ермолаева
Добавлю от себя. детский сад не может быть плохим или хорошим местом. Кто-то любил туда ходить, для кого-то это кошмар детства и травма на всю жизнь.

Главное не врать себе. Хотите отдохнуть от детей, отдыхайте. Все выиграют. Ваша искренность в поступках и мотивации и будет лучшим примером для ваших детей.
Семья